Методические рекомендации

Работа с детьми с ДЦП

Введение

Пожалуй, одним из эффективных средств двигательной реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является адаптивная физическая культура.

Цели АФК при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи АФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Методика занятий при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка, двигательного навыка ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Логопедический массаж состоит из массажа лицевых и артикуляционных мышц, способствует нормализации тонуса мышц и стимуляции двигательных ощущений. Как правило, в конце первого месяца жизни ребенка происходит нарастание тонуса его артикуляционных мышц.

Методика данного массажа состоит в следующем:

  • Разглаживание. Разглаживаем лоб от середины к вискам, затем от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа, по верхней губе, по нижней губе и т.д.
  • Расслабление языка. Массируем точку в подчелюстной ямке, совершаем вибрирующие движения по углам челюсти.
  • Расслабление оральной мускулатуры. Мягкими движениями массируем мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживаем носогубные складки.
  • Расслабление мышц шеи. Проводим массаж шеи и делаем пассивные повороты головы.
  • Точечный массаж при гиперкинезах языка. Массируем область губ, область нижней челюсти и точки в подколенной области.

В артикуляционной гимнастике используются пассивные упражнения, включающие в себя растягивание губ, собирание их в трубочку, опускание нижней губы. Лечебная гимнастика в первые недели ее проведения должна задействовать нужные мышцы, что будет способствовать правильному распределению тонуса мышц. Также в задачи лечебной гимнастики входит коррекция неправильной постановки шеи и конечностей. В целях предотвращения сокращения подвздошной мышцы и сгибательной контрактуры ребенка необходимо положить на живот, при этом на область таза надо положить мешочек с песком. Таким образом, производится выработка рефлекса с таза на туловище, с головы на туловище, а также рефлекс ползания и т.д.

С детьми до двух лет проводятся упражнения, которые способствуют нормализации работы вестибулярного аппарата. К таким упражнениям относятся следующие движения: лежа на спине и на животе - поднимать голову, наклонять туловище и т.д. Также в комплекс упражнений входит ходьба, при которой надо поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.п.